naslednik_dv

Category:

«Росписка» за бензин для броневика

Жизнь постоянно подбрасывает дровишки в костёр моего интереса к событиям 5 апреля 1920 года в Хабаровске. Недавно в мои руки попал удивительный документ. И снова история обрела объём, звук и запах ...

Росписка.

5 апреля 1920 г. г. Хабаровск.

Даю настоящую росписку тов. Грабовскому Луке Максимовичу в том, что мною от него взято два пуда бензину на бронерованный автомобиль, который находился без такового во время боя в городе 5 апреля 1920 г. в расположении Поповской улицы/Военная гора.

Адъютант 1-го Отд[дельного] Сов[оветского] Ковалер[ийского] Дивиз[иона] т. Гриценко.

«Росписка» предлагает сразу несколько тем для обсуждения. Во-первых, это личность известного хабаровца Грабовского: ассистент в аптеке Зандау, он был неплохим фотографом-любителем. Завтра, между прочим, ровно 140 лет со дня рождения Луки Максимовича. 

Во-вторых, встаёт вопрос об отдельном кавалерийском дивизионе. Информации о нём у меня нет. Вряд ли речь идёт о кавдивизионе Шнейдера в составе Амурского драгунского полка, образованного приказом Хабаровского ВРШ от 4 марта 1920 года.

Но самое интересное – упоминание броневика. За все годы гражданской войны и интервенции это был единственный не-японский бронеавтомобиль, отметившийся в Хабаровске. Правда, фактов, как водится – кот наплакал. 

Известно, что бронеавтомобиль под №3 (БА-3) прибыл в Хабаровск из Владивостока за три дня до японского выступления. Это был один из трёх бронеавтомобилей, якобы изготовленных на одном из судоремонтных заводов Владивостока и состоявших на службе у колчаковского генерала Розанова. В начале 1920 года броневики перешли под красные знамёна вооружённых сил Приморской областной земской управы. Эти машины хорошо знакомы нам по фотографиям.

Я трижды встречал упоминания о БА-3 в архивных материалах. Участники событий писали о машине только потому, что во время боя «пассажиром» машины стал Иван Шевчук – командир 1-го Тунгусского партизанского отряда. 

… Когда началась перепалка, то все разбежались, кто куда, а он [Шевчук] выбежал [из штаба] и под огнём японцев бежал по дворам по направлению к своему отряду. ... По дороге его заметили японцы и стали по нему палить. В это время шла бронемашина по Поповской [Калинина] ул. в сторону арсенала, тогда он подбежал к ней, его там ребята узнали, открыли дверь и он в ней доехал до Тифонтаевской мельницы, там машина испортилась и её пришлось бросить. По машине сильно стреляли японцы, но ничего сделать не могли. Из машины они выскочили и оврагами через Китайскую слободку прибежали к отряду. // Из воспоминаний К. Никольского, командира пулеметной команды отряда Шевчука.

«Машина испортилась»… Можно предположить, что у БА-3 закончилось горючее, а добытый Гриценко бензин залить в бак просто не успели: мельница Тифонтая и дом на берегу Плюснинки, в котором жил Грабовский, находились по разные стороны Военной горы.

Экипаж БА-3 не только выручил Шевчука: на следующем фото – следы короткой дуэли «тройки» с японским тяжёлым бронеавтомобилем «Осака».

Хабаровск. Соборная площадь. 5-6 апреля 1920 года. Источник: J-Tank. Japanese armoured cars. Part I. Библиотека автора
Хабаровск. Соборная площадь. 5-6 апреля 1920 года. Источник: J-Tank. Japanese armoured cars. Part I. Библиотека автора

Японцы внесли косметические изменения в конструкцию трофея и нормально катались на нём по южному Приморью до 1922 года. О дальнейшей судьбе машины мне ничего не известно.

Собственность автора
Собственность автора


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded