Алексей Колесников (naslednik_dv) wrote,
Алексей Колесников
naslednik_dv

Category:

Хабаровские узкоколейки

С удовольствием размещаю небольшую, но информативную статью Владимира Eрчева (Vlavert'a), которая стирает сразу несолько белых пятен в короткой истории узкоколейных дорог Хабаровска.




История хабаровского внутригородского узкоколейного железнодорожного транспорта началась 6 марта 1901 года (по данным хабаровского краеведа А. Вежновца – в 1906-м), когда торговый дом «Тифонтай и К°» обратился в Городскую Думу с предложением построить конно-железную дорогу. Отцов города смутило то, что торговый дом претендовал на самостоятельное нормирование оплаты перевозок. Кроме того, было решено, что трамвай – предпочтительнее. Но денег на строительство в казне не нашлось.

Однако достоверно известно, что в период с 1910 по 1917 узкоколейные железные дороги в Хабаровске активно строились: их использовали не только для перемещения грузов, но и для регулярной перевозки пассажиров, чему осталось немало свидетельств в виде документов и фотографий, а также специальных сооружений. Пути узкой колеи (как на паровой, так и на гужевой тяге) активно использовались при строительстве пристани и многих других городских объектов.

Производство земляных работ по устройству железнодорожной пристани на реке Амур в Хабаровске.
Фотография из книги «Создание Великого сибирского пути», 2005

Имеются также данные о существовании с 1907 г. по 1915 г. временных узкоколейных путей от железной дороги до казарм на Артиллерийской горе, проложенных по инициативе Амурской инженерной дистанции.

Так выглядели эти пути: лошадка тащила вагонетку с грузом

УЧАСТОК «ВОКЗАЛ – НИКОЛАЕВСКАЯ ПЛОЩАДЬ»

Между 1907 и 1910 гг. на пересечении улиц Муравьева-Амурского и Иркутской (Московской) была построена водонапорная башня. По материалам авторитетного краеведа А. Жукова, она являлась частью городского водопровода и одновременно подпитывала железнодорожный узел при неисправности водораздаточной башни на вокзале.

На старой фотографии можно разглядеть стоящий на поворотном кольце грузовой вагон

В 1912 г. была смонтирована узкоколейная железная дорога, соединившая центр Хабаровска с селением Николо-Александровкой (Красная Речка): линия проходила по ул. Иркутской. Возле пересечения ее с ул. Муравьева-Амурского был устроен поворотный круг и башня стала использоваться для заправки паровозных котлов. В 1930-х гг. узкоколейка была разобрана, но башня продолжала использоваться для нужд городского водопровода. В 1979–1980 гг. ее переоборудовали под кафе. Также в районе поворотного кольца стоял своего рода «вокзал»: низ каменный, верхний этаж деревянный. Он пришел в полную ветхость еще в 1920-х гг.

Крохотный пассажирский состав, приводимый в движение небольшим паровозом, ходил от вокзала до Николаевской (им. Ленина) площади.


Предположительно, так выглядела часть внутригородских узкоколейных железных дорог


На уникальной фотографии, любезно предоставленной хабаровским блогером Habarnew (Сергеем Игониным), мы видим трехосный паровоз с вагонами, движущийся по улице Муравьева-Амурского напротив Железнодорожного училища. По состоянию входной группы Приамурской выставки фотографию можно датировать 1913 годом.



На следующем фото в нижней части кадра можно видеть конструкцию, напоминающую оборудование железнодорожного тупика на Николаевской площади.


ЛИНИЯ «ХАБАРОВСК – НИКОЛО-АЛЕКСАНДРОВСК»

По сведениям А.М. Жукова, « …дабы дать более широкую практику ж.д. батальону по постройке и эксплуатации и связать расквартированные в окрестностях Хабаровска воинские части между собой», по инициативе начальника штаба Приамурского округа генерал-лейтенанта С.С. Савичева летом 1910 г. начались изыскания и проектирование, а ровно год спустя – строительство узкоколейной железной дороги Хабаровск – Николо-Александровск протяженностью 26 верст. Разрешение Сибирскому железнодорожному батальону на проведение по городским землям от водонапорной башни до разъезда Красная речка узкоколейной железной дороги Городская Дума дала 21 сентября 1910 г.

Земляные работы велись нижними чинами стрелковых полков, которых инструктировали нижние чины железнодорожного батальона. Последние так же строили мосты и другие специальные сооружения. Общее наблюдение и руководство осуществлял командир 1-го Сибирского железнодорожного батальона полковник Алексеев. Изыскания и проектирование производил прикомандированный капитан Заамурской железнодорожной бригады путей сообщения капитан Шах Пирумов. Заведовал подвижным составом поручик инженер-механик Андреев.


Нижние чины на строительстве узкоколейной железной дороги в Хабаровске

Можно предположить, что пути, обозначенные на плане 1911 г., являлись участками ветки Хабаровск – Николо-Александровск, уже построенными на момент составления плана.

Узкоколейные железные дороги в районе Дальней Слободы (южная часть города) на плане Хабаровска 1911 года

На дороге имелись следующие станции и перегоны:

Хабаровск (вокзал на ул. Иркутской)
Казармы – 3 верста
Лагерная 6 верста
Красная Речка – 17 верста
Николо-Александровская – 23 верста




Вероятная трасса ветки «Хабаровск – Красная речка»


Вот что писала газета «Приамурье» 26 апреля 1912 года о предстоящем открытии ветки:

«В воскресенье 8 июля состоится открытие временной узкоколейной железной дороги от Хабаровска до Красной речки. Начало торжества (обрез ленты) состоится на станции дороги по Иркутской улице. Откуда высшая администрация и военные власти с первым поездом выедут на Красную речку. Кроме того, для публики специально будут приготовлены 11 паровозов с вагонами. Вечером на ст. Красная речка состоится спектакль для нижних чинов...».

Л. Москалёв, автор книги «Наши узкоколейные паровозы» (1997), сообщает нам, что эту линию обслуживали импортные паровозы, построенные в 1913 г. на заводе компании «Orenstein & Koppel»: типа 0-2-0 (2 единицы, заводские номера 6574 и 6576) и 0-3-0 (1 единица, заводской номер 6882).


Паровозы типа 0-2-0 разных лет выпуска, "братья" хабаровских

Tags: Хабаровск, редкое фото
Subscribe

  • Здесь был Бойко-Павлов

    В ночь на 8 октября 1919 года несколько небольших партизанских отрядов Приамурья провели совместную акцию – налёт на участок Уссурийской…

  • Японский бронедивизион в Сибири (I)

    Этой фотографией открывается уникальный альбом офицера японского бронедивизиона – участника «Сибирской экспедиции» с 1919 года.…

  • открываем посылку

    Простите мою лень: вместо того, чтобы сфотографировать покупки и написать внятный текст, я левой рукой манипулировал предметами, а правой безыскусно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Здесь был Бойко-Павлов

    В ночь на 8 октября 1919 года несколько небольших партизанских отрядов Приамурья провели совместную акцию – налёт на участок Уссурийской…

  • Японский бронедивизион в Сибири (I)

    Этой фотографией открывается уникальный альбом офицера японского бронедивизиона – участника «Сибирской экспедиции» с 1919 года.…

  • открываем посылку

    Простите мою лень: вместо того, чтобы сфотографировать покупки и написать внятный текст, я левой рукой манипулировал предметами, а правой безыскусно…