
Семейство с друзьями в саду. Сидит мать – Татьяна Борисовна Башнина. Между прочим – правнучка декабриста Ивана Аненнкова и француженки Полин Гебль. Олды, помните «Звезду пленительного счастья» 1975 года про жён декабристов? Одна из сюжетных линий в фильме – романтизированная история Анненкова (Косталевский) и Гёбль (полячка Шикульская).

На снимке четверо детей Башниных, всего их будет шестеро. Человек, через которого «просвечивает» листва – денщик Иван: видимо, его позвали, Иван вышел из кадра – вот и двойная экспозиция.

Дом Башниных, на улице Михайловской (часть современной улицы Герасимова от Амурского бульвара до улицы Серышева). Три окна – столовая, три окна – спальня. Окна детской и отцовского кабинета выходили во двор.

Сёстры Оля (4) и Наташа (8).

А это братья – Илюша (2) и Лёва (7).
До 1913 года семья часто снималась у фотографа Далингера, эти карточки сделаны уже в фотоателье Еремеева «Идеал» в 1914 году.
А где же отец семейства, Николай Павлович Башнин? Выпускник Военно-топографического училища, он с 1899 года проводил съёмочные работы на Дальнем Востоке. Служил в управлении Приамурского военного округа, дослужился до подполковника.
В 1920-25 Башнин работал топографом в товариществе «И. Стахеев и К°» на Северном Сахалине, который в ту пятилетку был оккупирован Японией. (Компания ещё до октябрьского переворота вложила более 4 млн рублей в поиск на острове нефтяных месторождений и угольных залежей. В период интервенции Стахеев и К° практически переуступили бизнес японским концернам: зарубежные партнёры взяли на себя поиск, разведочное бурение и эксплуатацию нефтяных месторождений Северного Сахалина, а товариществу Стахеева гарантировались ежегодные дивиденды).
Происхождение (внук купца) и послужной список нашего героя в любом случае гарантировали ему проблемы при советской власти. А уж сахалинский эпизод… Думаю, Николай Павлович был обречён.
Первый арест – в 1931, второй – в 1935. Последний арест – в 1937 – застал Башнина преподавателем топографического дела в пединституте имени Герцена в Ленинграде. Обвинили его по трём пунктам 58-й статьи, «осудили» и казнили: 20 декабря 1937 года Николая Павловича Башнина расстреляли.
Возможно, поэтому в продаже не оказалось его фотографий из раздёрганного архива.
И в сети я нашёл совсем немного снимков (кто-то из потомков всё же сохранил, спасибо им за любовь).


Семья в фотоателье «Идеал». Хабаровск. Ок. 1916. Фото: форум «Декабристы»

Семьи Башниных и Фоминых. Хабаровск. Ок.1919. Фото: ria1914.info